На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 780 подписчиков

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    Азербайджанские дружбаны проявились?Азербайджанский в...
  • Петрович
    Дочь - это кызы (или гызы)Азербайджанский в...
  • Виктор Шилин
    Маразм страшное дело . А песни не их . Они принадлежат авторам , а они- магнитафоны. Слушайте с удовольствием. Главно...Снова про тварей....

Последствия вступления Молдавии в ЕС

В Кишиневе 10 октября был представлен аналитический доклад «Экономические эффекты присоединения Республики Молдова к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству». Авторами доклада выступил коллектив молдавских экономистов — Елена Горелова, Владимир Головатюк, Лилиана Агаркова и Михаил Пойсик. ИА REGNUMпубликует часть доклада, в которой анализируются последствия осуществляемого в настоящее время внедрения положений соглашения о создании Молдавией зоны свободной торговли с ЕС и подписанного, но еще не ратифицированного схожего соглашения с Турцией.

Возможные последствия внедрения Соглашения об ассоциации с ЕС и создания зоны свободной торговли со странами ЕС и с Турцией

Соглашение об ассоциации Республики Молдова со странами Европейского союза предусматривает переход на новый уровень сотрудничества сторон в разных сферах, прежде всего, экономической, и создание зоны свободной торговли. Данным соглашением отменяется действие соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Республикой Молдова, подписанного в 1994 году и вступившего в силу в 1998 году.

Основная часть соглашения об ассоциации посвящена вопросам экономического сотрудничества, главными сферами которого являются занятость и социальная политика, защита потребителей, управление публичными финансами, налогообложение, промышленная и предпринимательская политика, финансовые услуги, государственные закупки, торговля, таможенное регулирование, санитарные и фитосанитарные нормы, стандарты и технические регламенты, интеллектуальная собственность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт.

Республика Молдова обязуется в данных и иных областях внедрять европейское законодательство. Перечень соответствующих директив и регламентов ЕС приводится в приложениях к соглашению об ассоциации. Особенно жестко поставлен вопрос о сближении законодательства Республики Молдова с правом Европейского союза в области торговли. В статье 408 (Отмена несовместимого внутреннего законодательства) говорится: «Республика Молдова должна исключить положения своего внутреннего законодательства или упразднить внутренние практики, которые не согласуются с правом Союза или с ее внутренним законодательством, сближенным с законодательством Союза в связанных с торговлей областях Раздела V (Торговля и вопросы, связанные с торговлей) настоящего Соглашения».

Необходимость сближения экономического и торгового законодательства Республики Молдова с европейским законодательством связывается ЕС с созданием зоны свободной торговли. Внедрение европейского законодательства и создание зоны свободной торговли не приведет к автоматическому решению основных проблем молдавской экономики, ее модернизации, индустриализации, улучшению отраслевой структуры, повышению уровня занятости населения и др.

Соглашение об ассоциации позволяет Республике Молдова участвовать и в других зонах свободной торговли. Оно не исключает сохранения других зон свободной торговли, «за исключением тех, что противоречат торговым договоренностям», предусмотренным в соглашении об ассоциации со странами ЕС (ст. 157 Соглашения). Договор о зоне свободной торговли стран СНГ также допускает участие Республики Молдова в других зонах свободной торговли, но «не освобождает от обязательств» по договору о зоне свободной торговли стран СНГ (ст.18 Договора). Вопрос об отсутствии противоречий между участием Республики Молдова в зонах свободной торговли со странами ЕС и СНГ и соответствующими обязательствами республики перед ЕС и СНГ пока остается открытым. На самом деле — это вопрос несовместимости участия одной страны в разных зонах свободной торговли, что является распространенной международной практикой торговых отношений. Для Республики Молдова — это вопрос совместимости ее новых разносторонних и масштабных обязательств в рамках соглашения об ассоциации с ЕС и обязательств по широкому спектру областей сотрудничества (не только торгового) со странами СНГ в качестве страны-члена Содружества.

Созданию зоны свободной торговли предшествовало функционирование режима автономных торговых преференций, предоставленного Республике Молдова странами Европейского союза в 2008 году. Торговые преференции распространялись на незначительный круг экспортируемых в страны ЕС товаров и включали два режима — полное освобождение от уплаты таможенных пошлин в рамках квот и отмену адвалорных частей ввозных пошлин.

По бестарифным квотам Республика Молдова могла поставлять на рынок ЕС мясо крупного рогатого скота и птицы, яйца, молочные продукты, ячмень, кукурузу, пшеницу, колбасы, сахар и виноградное вино. Квоты на мясо, яйца, молочную продукцию, колбасы практически не использовались из-за несоответствия молдавской продукции стандартам качества ЕС и ветеринарным, санитарным нормам. Квоты на остальные товары выбирались не полностью. Согласно данным Министерства экономики РМ, в 2013 году квота на экспорт вина была использована на 82,0%, сахара — 81,2%, пшеницы — 92,4%, кукурузы — 49,4%. Стоимостной объем экспорта данной продукции в страны ЕС в рамках квот составил около 80 млн.долл., или примерно 7% всего молдавского экспорта в европейские страны.

От адвалорных частей пошлин были освобождены поставки в страны ЕС некоторых овощей и фруктов. Экспорт товаров данной группы (томаты, чеснок, огурцы, кабачки, груши, айва, абрикосы, черешня, персики, сливы) на европейский рынок в 2013 году составил около 1,5 млн долл., или 0,1% всего молдавского экспорта в ЕС.

Торговые преференции не оказали сколь-нибудь ощутимого влияния на увеличение молдавского экспорта в страны ЕС. Так, с 2008 года по 2013 год суммарный экспорт возрос на 52,6%, а в страны ЕС — только на 38,7%.

В то же время в течение последних лет внешняя торговля Республики Молдова со странами ЕС развивалась довольно динамично. Это преимущественно было связано с оживлением европейского рынка, а также с увеличением поставок из Республики Молдова продукции, произведенной из давальческого сырья европейских заказчиков. Экспорт в страны ЕС увеличивался более быстрыми темпами, чем импорт из стран ЕС, вследствие чего коэффициент покрытия экспортом импорта повысился с 39% до 46%. Несмотря на это, сальдо внешнеторгового баланса осталось отрицательным, а его абсолютная величина несколько увеличилась (с 1285 млн долл. в 2008 году до 1335 млн долл. в 2013 году, или почти на 4%).

Основные показатели внешней торговли Республики Молдова со странами ЕС

Источник: Национальное бюро статистики Республики Молдова.

В структуре молдавского экспорта в страны ЕС выделяются 2 крупные группы товаров, составляющие суммарно 70% общего объема экспорта в страны ЕС.

Первая группа (41% экспорта в ЕС) представлена электротехническим оборудованием (в основном электрический кабель) и текстильными изделиями (в основном одежда). Значительная часть данного экспорта — это продукция нескольких промышленных предприятий, произведенная в режиме переработки на таможенной территории (то есть произведенная из давальческого сырья). С 2008 года по 2013 год экспорт электротехнического оборудования возрос более чем в 2 раза, а текстильных изделий несколько снизился.

Вторая группа (29% экспорта в ЕС) представлена традиционной агропродовольственной продукцией (овощи, фрукты, зерновые, готовые пищевые продукты, напитки). С 2008 года по 2013 год объемы экспорта данных товаров увеличились более чем в 2 раза.

Увеличение экспорта в страны ЕС в 2009-2013 годах преимущественно было обусловлено ростом экспорта электротехнического оборудования (кабель, провода), и агропродовольственной продукции.

Структура экспорта Республики Молдова в страны ЕС

Из стран ЕС в Республику Молдова ввозятся преимущественно нефтепродукты, товары для последующей переработки — электротехническое оборудование и текстиль (провода, ткани и пр.), транспортные средства и запчасти, пластмассовые изделия, медикаменты, металлические изделия, готовые пищевые продукты, напитки.

Структура импорта из стран ЕС в Республику Молдова

Источник: Национальное бюро статистики Республики Молдова.

Согласно соглашению об ассоциации, Республика Молдова и страны Европейского союза «отменят все таможенные пошлины на товары, происходящие с территории другой Стороны, за исключением» ряда случаев.

К таким случаям для импорта некоторых товаров из Республики Молдова в ЕС относятся:

— установление бестарифных квот (невзимание ввозных пошлин в пределах тарифных квот)

— освобождение от адвалорного компонента ввозных пошлин (по сути, снижение ввозных пошлин)

— освобождение от ввозных пошлин в рамках установленных количественных пределов (применение так называемого «механизма недопущения обхождения»); когда объем импорта приближается к установленному объему, Республика Молдова должна представить ЕС «четкое оправдание увеличения импорта», если импорт достигает 100% «в отсутствие четкого оправдания Республики Молдова, Союз может временно приостановить преференциальный режим для соответствующих продуктов».

Бестарифные квоты очень малы и установлены для узкого круга сельскохозяйственной продукции — томаты (1 тыс.т), чеснок (0,2 тыс.т), виноград (5 тыс.т), сливы (5 тыс.т), виноградный сок (0,5 тыс.т), яблоки (20 тыс.т). Квоты предусматривается увеличить вдвое. В 2013 году поставки данных товаров на европейский рынок составили около 4% молдавского экспорта в ЕС.

От адвалорной компоненты ввозной пошлины освобожден ввоз ряда молдавской сельскохозяйственной продукции — огурцы, кабачки, груши, абрикосы, вишня, персики, виноградные сусла. В 2013 году данные товары на рынок ЕС практически не поставлялись.

Без ввозных пошлин, но в рамках установленных количественных пределов могут поставляться товары, для которых до сих пор использовался режим автономных торговых преференций (за исключением вина, для которого сняты количественные ограничения), а также еще несколько товаров (переработанные злаки, сигареты, переработанные молочные продукты, переработанный сахар и сахарная кукуруза). В 2013 году доля поставок данной продукции в страны ЕС составила менее 5% экспорта в эти страны.

Все вышеуказанные виды продукции, для которых вводятся разные ограничения на поставки в страны ЕС, Республика Молдова экспортирует в основном не на европейский рынок, а на рынок стран СНГ, преимущественно в Российскую Федерацию, и без количественных ограничений. Установленные режимы их экспорта в ЕС (бестарифные квоты, снижение ввозных пошлин, освобождение от пошлин при количественном ограничении объемов) могут содействовать некоторому увеличению поставок данной продукции на европейский рынок. Вероятно, существенного увеличения объемов экспорта данных товаров на европейский рынок в ближайшей перспективе не произойдет из-за малых квот и сохранения нетарифных барьеров в торговле с ЕС (стандарты качества, санитарные и фитосанитарные нормы, необходимость маркетинга и продвижения товаров на европейский рынок и пр.).

Следует заметить, что значительная часть товаров из Республики Молдова поступает в страны ЕС после переработки внутри страны и, соответственно, без ввозных пошлин. В 2013 году их доля в экспорте в ЕС составила 45%.

Если учесть все установленные в соглашении об ассоциации режимы экспорта молдавских товаров, то в 2013 году в режиме действительно свободной торговли (без квот, пониженных пошлин, количественных пределов и без учета экспорта товаров после переработки [1]) экспортировалось бы менее половины молдавских товаров. По приблизительным оценкам, в первый год после внедрения соглашения с ЕС доля молдавских товаров, которые смогут экспортироваться на европейский рынок без пошлин и количественных ограничений, составит около 45% всего экспорта из Республики Молдова в страны ЕС.

В соглашении об ассоциации с ЕС предусмотрены некоторые ограничения, связанные с импортом некоторых европейских товаров в Республику Молдова. Они касаются установления периодов постепенного снижения ввозных пошлин — средний период составляет 3-5 лет. Ввозные пошлины будут постепенно снижаться на импорт ряда молочной продукции, овощей, фруктов, мяса домашней птицы и готовой мясной продукции, сахара, мучных изделий, плодоовощных консервов, вина, одежды и обуви, ковров, стеклотары, изделий из пластмассы и мебели. Доля подобных товаров в импорте из стран ЕС в 2013 году составляла 10%.

Естественно, без взимания ввозных пошлин будут импортироваться сырье, материалы и комплектующие, которые ввозятся для последующей переработки на территории Республики Молдова. Доля таких товаров в импорте из стран ЕС в 2013 году составляла около 19%.

В ближайшие годы доля импорта европейских товаров в режиме свободной торговли (без ограничений и без учета импорта товаров для переработки) может составить около 70% всего импорта из стран ЕС.

Можно ожидать, что создание зоны свободной торговли в целом будет содействовать увеличению объемов внешней торговли между Республикой Молдова и странами Европейского союза. Однако наибольшие выгоды будут получать страны ЕС, а не Республика Молдова, которая может столкнуться с определенными рисками.

Во-первых, под полное действие режима свободной торговли (без всяких ограничений) попадет 70% всего импорта из ЕС в Республику Молдова и только 45% импорта из РМ в ЕС. В стоимостном выражении (если исходить из данных 2013 года) соотношение беспошлинного импорта из стран ЕС и беспошлинного экспорта из Республики Молдова в ЕС может составить 3:1 в пользу стран ЕС. То есть на 1 доллар беспошлинного молдавского экспорта в ЕС будет приходиться по 3 доллара беспошлинного импорта из стран ЕС. Это будет способствовать более быстрому увеличению импорта из стран ЕС, чем экспорта из Республики Молдова в ЕС и ухудшению торгового баланса РМ.

Во-вторых, у производителей-экспортеров Республики Молдова сохранятся высокие нетарифные барьеры, связанные с европейскими стандартами качества, санитарными, и фитосанитарными нормами, системой сертификации и высокими затратами по «входу» на европейский рынок (маркетинг, реклама, логистика и пр.). Они могут препятствовать увеличению экспорта молдавской продукции на европейский рынок, в то время как у европейских производителей-экспортеров подобных препятствий на молдавском рынке или не будет, или они будут несопоставимо меньшими.

В-третьих, беспошлинный импорт агропродовольственных европейских товаров в Республику Молдова может усиливать конкуренцию (цена-качество) на внутреннем рынке. Существует большой разрыв в технико-технологическом уровне развития многих видов производств, в масштабах государственного субсидирования сельского хозяйства (в РМ субсидии составляют только 2% от стоимости продукции сельского хозяйства, в странах ЕС — 40-45%). Из-за неподготовленности многих молдавских производителей к такой конкуренции могут возникнуть потери, что может вызывать сокращение объемов производства ряда агропромышленной продукции (мяса домашней птицы, вина, макаронных и мучных изделий, молочной продукции и др.).

В-четвертых, использование странами Таможенного союза защитных и ограничительных мер в отношении молдавских товаров может приводить к постепенной утрате Республикой Молдова своих позиций на восточных рынках. С 1 сентября 2014 года Российская Федерация уже ввела ввозные пошлины на ряд молдавских товаров (мясо, овощи, фрукты, зерновые, семена подсолнечника, сахар, овощные консервы, виноградное вино и др.). Потеря рынков стран Таможенного союза не может компенсироваться в полной мере увеличением экспорта в страны ЕС или в другие страны. Можно ожидать географической переориентации молдавского экспорта, которая будет сопровождаться снижением его общего объема.

Ограничения в торговле со странами ЕС, установленные в соглашении об ассоциации, сложности освоения рынков других стран, необходимость осуществления больших затрат для продвижения продукции на осваиваемых внешних рынках, наличие тарифных и нетарифных барьеров в торговле, защитные меры стран Таможенного союза — все это в целом может препятствовать росту молдавского экспорта.

Одновременно с зоной свободной торговли со странами ЕС Республика Молдова должна создать зону свободной торговли с Турцией, поскольку ЕС и Турция еще в 1996 году сформировали таможенный союз и должны проводить единую внешнеторговую политику по отношению к другим странам.

Республика Молдова завершила переговоры с Турцией по соглашению о зоне свободной торговли, проект которого уже подготовлен, но не опубликован. Введение режима свободной торговли с Турцией имеет те же риски для Республики Молдова, что и внедрение такого же режима со странами ЕС. В последние годы наблюдалась активизация торговли между Республикой Молдова и Турцией, которая стала важным торговым партнером республики, занимая среди всех торговых партнеров 5-е место по объему экспорта РМ (5,2% всего экспорта) и 6-е место по объему импорта в РМ (6,9%). Торговый баланс с Турцией у Республикой Молдова хронически отрицательный. Несмотря на то, что в последние годы темпы роста молдавского экспорта в Турцию были выше, чем темпы роста турецкого импорта в Республику Молдова, дефицит баланса в торговле с Турцией возрос. В 2013 году объемы импорта из Турции были в 3 раза больше, чем объемы экспорта молдавских товаров в эту страну.

Основные группы товаров, экспортируемых в Турцию, — лом чёрных металлов и алюминия (29,1% от всего экспорта), подсолнечник (20,5%), трикотажные изделия, произведенные из давальческого сырья (10,6%), стеклотара (8,3%), зерновые (6,7%).

Из Турции в РМ ввозятся изделия из пластмассы, трикотажные полотна, нити и ткани синтетические, медикаменты, мыло, одежда, каучук и шины, котлы и радиаторы центрального отопления, насосы и вентиляторы, а также овощи, фрукты, виноград и др.

Основные показатели внешней торговли Молдовы с Турцией

Источник: Национальное бюро статистики Республики Молдова.

До внедрения соглашений о зонах свободной торговли со странами ЕС и Турцией практически невозможно точно количественно оценить их влияние на будущие результаты торговли Республики Молдова с этими странами. Однако не вызывает сомнений, что быстро справиться с новыми внешнеторговыми рисками Республика Молдова не сможет, поскольку не учитывала их и не принимала соответствующих мер при подготовке данных соглашений.

[1] Режим переработки на таможенной территории (ввоз товаров для переработки и вывоз товаров после переработки) действует без взимания таможенных пошлин, вне зависимости от того, существует или нет между странами-партнерами зона свободной торговли. Импорт-экспорт подобных товаров не связан с созданием зоны свободной торговли между странами ЕС и Республикой Молдова и поэтому исключен из оценки.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх