На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Минаков
    Поднимался вопрос о том, что у госчиновников не должно быть чужого гражданства, кроме российского, имущества за бугро...Первый удар по «С...
  • Александр Зиборов
    Жена и дети этого хернерала за границей? Иностранные гражданства? Значит, он на  крючке Коллективного Гитлера!!!Информация о заде...
  • Владислав Одинцов
    Пять лет вели, давали время на разграбление России.Первый удар по «С...

Атомные ледоколы пробьют России путь к масштабному освоению Арктики

Атомные ледоколы пробьют России путь к масштабному освоению Арктики

Во времена СССР атомные ледоколы наряду с балетом и достижениями в космосе по праву считались символом престижа, мощи и научно-технических достижений страны. Ведь таких могучих красавцев-кораблей, уверенно ломавших толстый арктический лед и проводивших караваны судов по Северному морскому пути, не было ни у кого в мире. И до сих пор нет.

Советский Союз давно распался, и с тех пор в российской атомной отрасли происходило всякое, но уникальный и до сих пор единственный в мире атомный ледокольный флот остается гордостью России. Все 10 построенных до настоящего времени в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России. И, видимо, не случайно в ходе объявленного Центробанком РФ конкурса на дизайн новых российских купюр номиналом 200 и 2000 рублей предложение ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот, входит в госкорпорацию «Росатом») изобразить на одной из них вид Мурманска и атомный ледокол получило широкую поддержку.

«Мы уверены, что одним из этих символов должен стать город Мурманск с изображением атомного ледокола. Давайте поддержим эту идею, ведь атомный ледокольный флот России, единственный в мире, уже де-факто является символом мощи нашей страны», — говорится в заявке «Атомфлота». Инициативу поддержали и в «Росатоме»: «Сотрудники атомной отрасли, а это около 250 тысяч человек, активно голосуют за Мурманск и символ "Атомный флот", который является единственным в мире и гордостью России. Убеждены, что изображение атомного ледокола на новой купюре поддержат многие россияне».

Что же представляет собой сегодня атомный ледокольный флот России и почему атомные ледоколы так незаменимы для обеспечения как для экономического и хозяйственного освоения Арктики, так и оборонного потенциала РФ в Арктической зоне?

Известно, что главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой от обычных – огромная энерговооруженность. Атомный ледокол может работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность современного атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для любого дизельного ледокола.

По данным российских СМИ, в составе российского атомного ледокольного флота в настоящее время эксплуатируются четыре корабля — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Еще один ледокольный атомоход «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве. Кроме того, в состав атомного ледокольного флота России входит уникальное судно – атомный лихтеровоз «Севморпуть», выполняющий задачи по снабжению арктических баз, поселков и других объектов за полярным кругом.

Сейчас в России идет строительство двух новых универсальных атомных ледоколов – головного корабля «Арктика» и серийного «Сибирь». Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) разрабатывались в 2000-х годах, однако их строительство началось только в 2013 году, когда и была заложена «Арктика». Спуск на воду «Арктики» состоялся 16 июня 2016 года в Санкт-Петербурге и фактически открыл новый этап в освоении Россией богатого энергоресурсами и стратегически важного для обороны страны Арктического региона. Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на торжественной церемонии спуска «Арктики» подчеркнул, что никому ранее в мире не удавалось реализовать все технические решения, которые существуют на сегодня, в одном проекте. 25 июля 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоится торжественная закладка третьего серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал».

Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) – новый тип российских атомных ледоколов, способных ломать льды толщиной до трех метров, двигаясь при этом со скоростью до двух узлов (3,7 километра в час). Атомный ледокол проекта 22220 имеет размеры, сопоставимые с футбольным полем: 173 метра в длину и 34 в ширину, водоизмещение –33,5 тысячи тонн. Экипаж универсального атомного ледокола – 75 человек. Двухосадочная конструкция судов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Их главная задача – проводка судов и караванов судов во льдах, буксировка судов, плавучих платформ и других объектов, а также спасательные работы. По действующему графику Росатомфлот должен получить три ледокола этого типа в 2018, 2019 и 2020 годах.

Двухреакторная силовая установка РИТМ-200, которой оснащен ледокол, имеет мощность 175 мегаватт, отличается высоким уровнем безопасности и потребляет всего несколько десятков граммов ядерного топлива в сутки. Поршневому двигателю для этих целей потребовались бы десятки тонн нефти. Именно по этой причине дизельные ледоколы в принципе не способны обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике.

Причина, по которой в России активизировалось строительство атомных ледоколов, очевидна и заключается в первую очередь в наращивании экономического и военного присутствия России в Арктике.

Эксперты уверены, что российская Артика уже через 10–15 лет станет кратчайшей дорогой из Европы в Юго-Восточную Азию. По морскому арктическому пути будут ходить нефтеналивные танкеры и танкеры с сжиженным газом. И проход таких судов без ледоколов может грозить серьезной аварией. Поэтому контролировать этот путь стратегически важно.

Во-вторых, именно в российской части Арктики находится до 40% всего газа и нефти этого региона, и Россия должна бороться за них. В условиях обострившейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа существенно возрастает значение российского атомного ледокольного флота, как наиболее эффективного инструмента обеспечения транспортной и хозяйственно-экономической деятельности в Арктической зоне.

Использование Севморпути (СМП) в качестве нового международного торгового маршрута позволяет привлечь иностранные транспортно-логистические компании к пользованию услугами российских портов, навигационной системой и ледокольным флотом. Так, а середине июля 2016 года в портовом комплексе компании Hyundai Heavy Industries г. Ульсан (Южная Корея) состоялась первая отгрузка по Северному морскому пути нефтехимических реакторов производства Республики Корея. В случае положительного завершения данной отгрузки южнокорейские транспортно-логистические компании будут использовать СМП на постоянной основе.

Помимо возможности круглогодичной навигации, атомные ледоколы незаменимы в экстренных ситуациях – для вызволения затертых льдами отдельных судов и целых караванов, эвакуации дрейфующих полярных станций и т. д. Атомные ледоколы также крайне полезны для использования в научных целях. Наконец, некоторые атомные ледоколы уже давно успешно используются в интересах туристической отрасли, в основном для круизов к Северному полюсу.

Как известно, несколько лет назад Миноброны РФ взяло курс на возобновление утерянного с советских времен военного присутствия в Арктике. С тех пор на арктических островах и материковой части России были построены шесть баз: на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля) и Рогачево (архипелаг Новая Земля), а также на мысе Шмидта и острове Врангеля. В этих условиях ледоколы имеют ключевое значение для снабжения российских военных баз в Арктике. С их помощью навигационный период может быть расширен с четырех-пяти месяцев в году до девяти.

Развитие военной инфраструктуры в Арктике – второй наравне с Крымом проект, в который вкладываются огромные ресурсы, и нет ничего удивительного в том, что практически все предприятия ОПК (и не только) стремятся принять в нем участие. Развивает свои проекты и Росатомфлот. Специалисты отмечают, что ресурс большинства находящихся на балансе Росатомфлота ледоколов заканчивается через пять-семь лет. Продление ресурса старых ледоколов и создание новых ведется далеко не только для их использования в гражданских целях. Так, в январе 2016 года директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко и председатель наблюдательного совета Борис Грызлов предложили министру обороны РФ Сергею Шойгу рассмотреть возможность создания на базе атомного ледокола «Советский Союз» подвижного командного пункта.

По мнению экспертов, России необходимо обновлять свою атомную ледокольную группировку, иначе она довольно скоро сократится: из относительно новых ледоколов остается только «50 лет Победы». В свете этого ввод в строй новых ледоколов сохранит возможность по поддержанию судоходства по СМП, особенно в сочетании с дизельными ледоколами меньшей размерности, которые предназначены для работы на реках и в портах.

Более того, в настоящее время в активной фазе находится проектирование еще более мощного атомного ледокола-лидера типа ЛК-110Я. Этот ледокол мощностью 110 мегаватт (на валу) сможет обеспечить круглогодичную проводку караванов по СМП благодаря тому, что будет способен ломать лед до 4,3 метра толщиной. За счет широкого корпуса ледокол будет проводить за собой крупнотоннажные суда, причем средняя скорость проводки судов вырастет до 12 узлов против шести, которые обеспечивают ледоколы типа «Арктика». Ввести в строй ЛК-110 планируется в 2022–2024 годы, а стоимость программы, согласно данным главы Росатомфлота Вячеслава Рукши, составит 2,1 миллиарда рублей.

Несмотря на глобальное потепление, Арктика остается одним из самых суровых регионов нашей планеты и поэтому для её освоения без атомных ледоколов России обойтись просто невозможно. Нет никаких сомнений, что в связи с отмечаемым ростом транспортной активности на СМП востребованность атомного ледокольного флота будет только возрастать.

В настоящее время Россия является безусловным мировым лидером в области применения атомного ледокольного флота для решения транспортных задач в морях Арктики и неарктических замерзающих морях. Для успешной конкуренции в Арктике России необходимо не упускать этого лидерства и постоянно развивать и совершенствовать атомный ледокольный флот, как ключевое звено инфраструктуры функционирования Севморпути.

Михаил Большаков,
ТПП-Информ 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх