На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей Бедный
    Люди всегда агрессивны, а дебилы за первый месяц кончатся - или их пристрелят или они сядут.СФ предложили раз...
  • Андрей Бедный
    Еще они на себя примеривают подобное задержание и понимают что все расскажут и всех сдадут, поэтому им страшно.Слив "из Кремля":...
  • Лидия Пучкова
    звучит загадочно.Вы видели его дом...

ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ ВАРШАВСКОГО САММИТА НАТО

В Варшаве 8–9 июля пройдёт очередной саммит Североатлантического альянса, результаты которого окажут заметное влияние на военно-политическую ситуацию и безопасность в Европе. На саммите должны быть приняты решения об определении основных угроз безопасности странам НАТО, усилении военного присутствия Альянса в Восточной Европе, а также выработана единая позиция участников военно-политического блока по урегулированию украинского кризиса. RuBaltic.Ru составил четыре сценария возможных итогов Варшавского саммита НАТО.

 

Четыре сценария Варшавского саммита НАТО

 

Уэльский саммит – 2

 

Наиболее вероятный вариант развития событий – Варшавский саммит НАТО завершится по аналогии с предыдущим саммитом Североатлантического альянса – в Уэльсе в 2014 году. На пике украинского кризиса Уэльский саммит НАТО заявлялся как «исторический», однако никаких исторических решений на нём принято не было.

 

Не прошёл лоббируемый США и Восточной Европой проект разрыва базовых соглашений с Россией (Основополагающего акта Россия – НАТО 1997 года) и размещения постоянных сухопутных баз НАТО в Польше, Румынии и каждой из стран Балтии.

 

Была поддержана идея мирного урегулирования конфликта на востоке Украины, причём, несмотря на приглашение на саммит украинского президента Петра Порошенко, страны Альянса продемонстрировали нейтралитет в украинском конфликте: самопровозглашённые республики Донбасса не были объявлены террористическими организациями, не прошли предложения отправлять в зону боёв в Донбассе военную технику и тем более военнослужащих НАТО. Украинское руководство, рассчитывавшее получить на саммите план действий по членству в НАТО, уехало из Ньюпорта ни с чем (равно как и руководство Грузии и Молдавии).

 

Единственным практическим решением саммита стала договорённость о создании 4-тысячных сил быстрого реагирования в Восточной Европе (Польша, Румыния, страны Балтии), способных за 48 часов развернуться и отразить военную агрессию России.

 

Главным практическим итогом Варшавского саммита, как ожидается, будет схожее решение о формировании батальонов НАТО на ротационной основе в Польше и Прибалтийских республиках.

 

Требования Восточной Европы прекратить действие Основополагающего акта, разместить на границах России постоянные базы НАТО и предоставить ПДЧ Украине и другим стремящимся к вхождению в Альянс странам «Восточного партнёрства», как и в Уэльсе, поддержаны не будут. При этом в качестве уступки властям Украины, Польши и Прибалтики Россия в итоговой резолюции саммита может быть названа одной из основных угроз безопасности стран НАТО наряду с миграционным кризисом и международным терроризмом.

 

 

Женевские переговоры – 2

 

Существует теоретическая возможность, что Варшавский саммит НАТО мог бы стать инструментом урегулирования основных конфликтных узлов в международных отношениях, каким в последние годы являются переговоры в Женеве по Украине и Сирии. При «женевском сценарии» страны НАТО, Россия и другие субъекты международной политики формируют общее видение архитектуры международной безопасности и стоящих перед ней вызовов и разрабатывают «дорожные карты» по совместному решению проблем международного терроризма, беженцев из Азии и Африки, украинского кризиса и т. д.

 

Реальное урегулирование конфликта на востоке Украины предполагает не только декларации приверженности стран НАТО Минским соглашениям, но и категорическое требование к Киеву выполнять взятые на себя обязательства с прямой угрозой отказаться от поддержки Западом Украины и начать процедуру введения санкций против украинского руководства в случае дальнейшего саботажа и срыва минского процесса. Дальнейшее сближение стран «Восточного партнёрства» с Альянсом обсуждается на переговорах с Россией, как с заинтересованной стороной, для которой дальнейшее расширение НАТО на восток является угрозой национальной безопасности.

 

Интересы стран Восточной Европы, опасающихся угрозы своей национальной безопасности со стороны России, обеспечиваются договорённостями России и НАТО об обоюдной демилитаризации, отводе вооружений, взаимном контроле за военным присутствием в приграничной полосе и комплексом мер по снятию напряжения и созданию атмосферы взаимного доверия.

 

Как это может быть выполнено на практике, показал президент России Владимир Путин, во время визита в Финляндию предложивший решать проблему нарушения боевыми самолётами России и НАТО воздушного пространства друг друга заключением соглашения между Москвой и военно-политическим блоком о том, что боевые самолёты должны летать над Балтийским морем только с включёнными транспондерами.

 

Для реальной борьбы с международным терроризмом создаётся координационный антитеррористический штаб с участием специальных служб не только стран НАТО, но и всех заинтересованных в уничтожении терроризма государств Европы и Азии.

 

Так же, консолидированно со всеми заинтересованными участниками международных отношений, Варшавский саммит НАТО предлагает урегулировать кризис государственности в Северной Африке и на Ближнем Востоке и вызванный им кризис беженцев.

 

На практике такой позитивный сценарий маловероятен. Для того чтобы он стал реальностью, участие в саммите не должно было ограничиваться странами – членами НАТО и их союзниками, стремящимися к вступлению в блок. Заседание Совета Россия – НАТО, назначенное на 13 июля, при «женевском сценарии» должно было пройти «на полях» Варшавского саммита. Вместо этого обсуждается включение в итоговую декларацию саммита пункта о признании России одной из угроз международной безопасности наряду с терроризмом, а хозяйка мероприятия – польская правящая партия «Право и справедливость» – устами своих представителей говорит, что Россия – это «экзистенциальная угроза» Европе и её надо «отпугивать». При таком подходе до совместного формирования архитектуры международной безопасности далеко.

 

 

Вильнюсский саммит – 2

 

Варшавский саммит НАТО проходит по аналогии с Вильнюсским саммитом «Восточного партнёрства»: в угоду радикально антироссийской концепции стран Восточной Европы и с самыми трагическими последствиями для международной безопасности. Соединённые Штаты, Канада и антироссийская дуга Европы – Великобритания, Швеция, Польша, Прибалтика – после первой неудачной попытки в Уэльсе преодолевают сопротивление Германии, Франции, Италии и Испании и добиваются разрыва Основополагающего акта Россия – НАТО и размещения на границах с Россией постоянных баз Североатлантического альянса. Польша и Прибалтика выбивают себе куда более значительное военное присутствие НАТО близ российских границ, чем предполагалось до сих пор.

 

Россия провозглашается главной угрозой международной безопасности. Украина, Грузия и Молдавия получают план действий по членству в НАТО. Киев освобождается от своих обязательств по минскому процессу, решение проблемы сепаратизма в Донбассе силовым путём объявляется его конституционным правом, ДНР и ЛНР признаются террористическими организациями и оккупированными Россией территориями.

 

В результате Варшавский саммит НАТО становится спусковым крючком нового грандиозного кризиса в международных отношениях, который может даже принять форму военного столкновения НАТО с Россией.

 

Этого не могут не понимать в Северной Америке и Западной Европе, поэтому «вильнюсский сценарий» всё-таки маловероятен. В условиях растущей на Западе политической турбулентности: выхода Великобритании из ЕС, грядущих через несколько месяцев президентских выборов в США и предстоящей в следующем году смены власти в Германии и Франции – едва ли лидеры Западного мира пойдут на новый выматывающий конфликт с Россией. Тем более в форме военного противостояния.

 

 

Эхо Brexit

 

Варшавский саммит НАТО пройдёт в условиях нарастающих противоречий в стане союзников по Североатлантическому альянсу. Его фоном станет кризис нынешней модели Евросоюза, проявившийся в повсеместном росте популярности евроскептиков и голосовании большинства британцев за выход Великобритании из ЕС. Brexit уже привёл к публичному и не скрываемому от общественности конфликту между Лондоном, брюссельской бюрократией и романо-германским «ядром» ЕС – Германией и Францией. В то же время не урегулирован, а лишь слегка подзабыт конфликт между руководством Евросоюза и официальной Варшавой. Существует угроза шантажа Брюсселя проведением референдумов по выходу из ЕС, аналогичных британскому (на прошлой неделе проведение такого референдума инициировал президент Чехии).

 

Сохраняется интрига об итоговом решении еврограндов о пути выхода из нынешнего кризиса европейской интеграции. Если конечным решением станет «слитая» польскими СМИ информация о создании вместо ЕС европейского супергосударства на основе союза Германии и Франции с единой армией, полицией и спецслужбами, то непонятно, как отреагируют на это государство «новая Европа» и страны Скандинавии и как это государство с собственной армией будет выстраивать отношения с НАТО.

 

При таком разброде и шатании в евроатлантическом лагере появляется вероятность, что на Варшавском саммите союзники по НАТО забудут о «сдерживании России» и элементарно переругаются между собой.

 

Впрочем, такая вероятность невелика. В условиях кризиса европейской интеграции и угрозы единству Западного мира Североатлантическому альянсу жизненно необходим конституирующий иной, угроза со стороны которого (реальная или выдуманная – неважно) могла бы укрепить пошатнувшееся евроатлантическое единство. Ничего лучше, чем лепить врага из России, пока в НАТО так и не придумали.

 

Александр Носович

 

Картина дня

наверх