Ливняшка * предлагает Вам запомнить сайт «Закон и Порядок»
Вы хотите запомнить сайт «Закон и Порядок»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Защитим себя сами!

Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |

развернуть

 

 

 

Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурентаВ редакцию поступил документ, подтверждающий намерение «Аэрофлота» окончательно расстаться с самолетами отечественного производства Ил-96.
 
 
Приказом № 441, подписанном гендиректором авиакампании Савельевым, из штатного расписания в 2014 году исключены 89 сотрудников летного отряда Ил-96.
 
Ожидается, что в ближайшие годы российские лайнеры в «Аэрофлоте» заменят Boeing 777/787 и Airbus А350.
 
Так печально завершается история одного из самых амбициозных и успешных проектов в истории отечественной гражданской авиации.

Однако ведь все просто обязано было сложиться по-другому. Но для начала немного истории.
 

Начало

В 70-е годы на базе первого в стране широкофюзеляжного Ил-86 началась разработка новой машины, способной с той же пассажирской нагрузкой преодолевать расстояния до 9000 км. Разработка получила название Ил-86Д и отличалась от базовой машины крыльями с увеличенной площадью и двигателями НК-56. Первый полёт, который продолжался 40 минут, опытный самолёт Ил-96-300 (бортовой номер 96000), совершил 28 сентября 1988 года с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Экипаж под командованием заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка провел его прямо над центральными районами Москвы. Сложность заключалась в том, что собранную в цехах ОКБ машину надо было либо разобрать, чтобы по частям перевезти в Жуковский, либо рискнуть поднять с Центрального аэродрома, где длина полосы была всего 1800 м. Близнюк настоял на втором варианте.

«Прошло много лет со дня этого первого взлета. Однажды в разговоре со мной Близнюк признался: ощутив, что ускорение самолета явно замедлилось, он принял решение считать до трех, а дальше принимать решение прерывать взлет, что было равнозначно катастрофе. О трех секундах я знал, но в этом разговоре Станислав Григорьевич признался, что считал до четырех. Эти секунды, когда вспоминаешь прошлое, мгновенно, как отрывок из кинофильма проносятся в голове, вызывая неприятное ощущение, которое осталось на всю жизнь… На Центральном аэродроме мне приходилось встречать посадки самолетов Ил-76 и Ил-38. Признаюсь честно – удовольствия от этого не испытываешь, только острая радость после остановки самолета служит хорошей компенсацией за пережитое». (Г.В. Новожилов. Из книги «О себе и самолетах»)

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50°C и в Ташкенте при +40°C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками – возили радиоаппаратуру. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ.

6 апреля 1993 года в Центрального аэродрома Москвы взлетел модифицированный российско-американский самолет Ил-96МО (опытный) с четырьмя турбореактивными двигателями PW-2337 «Пратт энд Уитни» и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы «Коллинз». Этому неординарному событию предшествовали начавшиеся много лет назад усилия не только авиационных специалистов двух стран, но и руководителей США и СССР.
 
Идея постройки совместного дальнемагистрального самолета была одобрена еще в 1973 году, когда схлынуло напряжение холодной войны, но если тогда в основу разработки конструкторы собирались взять «Тристар» фирмы «Локхид», то ко времени реализации проекта уже был готовый Ил-96-300.
 
 
Тем более что идею горячо поддержал и известный американский бизнесмен-миллиардер А. Хаммер. Она была такой: наш планер плюс их двигатели и электронное оборудование. Фактически рождался первый международный коммерческий проект в гражданской авиации, призванный объединить лучшие по техническим и экономическим критериям элементы отечественного и зарубежного производства. Как результат этой работы, 11 августа 1992 года на первой выставке авиатехники в Жуковском генеральный директор ЦУМВС (Центрального управления международных воздушных сообщений (ныне «Аэрофлот») В. Потапов, Г. Новожилов и генеральный директор ВАСО (Воронежское авиастроительное объединение) А. Михайлов подписали решение «О приобретении самолетов Ил-96 М, Ил 96М\Т с двигателями PW-2337 и комплексом навигационного оборудования фирмы «Коллинз». А речь шла – ни много ни мало о разработке, постройке и поставке Аэрофлоту 20 самолетов. Причем обе участвующие страны договорились «разделить риски», т.е. каждый брал оплату собственной работы на себя. Процесс пошел?

Все не так, ребята…

Работа по созданию совместной машины, которая началась в третьем квартале 1990 года, по плану должна была завершиться в первом квартале 1993 года. Читатель знает, что за этот период многое чего изменилось в отношениях наших стран. Прежде всего, развалилось советское государство.
 
Однако в начале 1993 года по просьбе вице-президентов фирм «Коллинз» и «Пратт энд Уитни» в присутствии тогдашнего столичного мэра Ю. Лужкова в КБ Ильюшина состоялась презентация Ил-96МО. И снова Близнюк мастерски выполняет взлет с Центрального аэродрома. И начались летные испытания российско-американского летающего детища, а затем в июне того же года его дебютный полет в Ле-Бурже в Париже.
http://www.aviacharter.com/workdir/hbook_photos/airplanes/0/207-q.jpg
 
«Первый раз Запад покупает русский самолет. «Ильюшин» и «Пратт Уитни» объявили вчера, что компания «Партнэрс» со штаб-квартирой в Амстердаме заказала пять «грузовиков» Ил-96 Т с опционом на пять грузовых или пассажирских Ил-96 М. Поставки начнутся в 1996 году» (из статьи в ежедневном выпуске «Fligt» на выставке Ле-Бурже от 17 июня 1993 г.).

«Ввиду значимости осуществления проекта по выпуску щирокофюзеляжного самолета Ил-96М, прошу включить его в перечень приоритетных работ по сотрудничеству с США» (резолюция президента Б. Ельцина от 20.07 1994 г., направленная премьеру В. Черномырдину).

Дело оставалось за «малым» - «Эксимбанк» США под проект должен был выделить кредит около миллиарда долларов под гарантии правительства России. Но… «Фирма «Боинг» озабочена тем, что американский заем способствует созданию еще одного конкурента в размещении капиталовложений. Представитель правления фирмы «Боинг» Франц Шронц обратился по этому вопросу к высоким чиновникам и администрации президента Б. Клинтона». («Авиэйшн Уик» от 3.04.95 г.).

Партнеры россиян из «Пратт энд Уитни» попытались возразить в конгрессе США: «Такое беспокойство относительно конкуренции с «Ильюшиным» в отдаленной перспективе является просто прикрытием для Боинга и «Мак Доннел Дуглас», стремящихся зарезервировать долю рынка своих коммерческих самолетов в бывшем Советском Союзе». Как же далеко они заглянули тогда!

Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
Не собиравшийся сдаваться на милость заокеанских победителей Генрих Васильевич Новожилов в день празднования 50-летия Победы в Кремле добивается встречи с президентом США Б. Клинтоном, чтобы напомнить ему о совместном соглашении по строительству Ил-96М.
 
Результатом был присланный вскоре из Америки документ, в котором «президент США подтвердил, что экспертно-импортный банк США (ЭКСИМБАНК) рассматривает заявку на финансирование этого проекта».
 

В июне 1996 года состоялось совещание у премьера РФ В. Черномырдина по вопросу о господдержке создания и сертификация российско-американского самолета и оснащении им авиакомпании «Аэрофлот-Российские международные линии».
 
Из справки к совещанию: «Американские двигатели и комплектующие были поставлены бесплатно. Общий объем инвестиций американских партнеров в виде поставки оборудования, инженерной и финансовой поддержки составил около 150 млн. американских долларов… Не окончательно решен вопрос о финансировании российской части проекта, т.е.500 млн. долларов, хотя есть согласие ряда российских банков».

31 марта 1998 года был получен сертификат типа АР МАК на самолет Ил-96Т. Теперь грузовой вариант совместного российско-американского самолета стал годным для продажи.

После получения на этот же самолет еще и сертификата Федерального авиационного ведомства США (ФАА), ильюшинцы резонно посчитали, что главная задача решена. Теперь должно было начаться серийное производство и создание на его базе пассажирского Ил-96М. Дело только за созданием интерьера. И тут началось…

28 июня 1998 года ВАСО посетил премьер–министр РФ С. Кириенко. Во время визита было составлено соглашение, подписанное представителями завода, ильюшинской фирмы и гендиректором «Аэрофлота» В. Окуловым. В нем был подтвержден заказ на изготовление 20 самолетов, в том числе 17 Ил-96М. В соглашении стояла и подпись главы правления Национального резервного банка А. Лебедева.

Но тут грянул памятный дефолт. В стране сократился объем ВВП, перестала функционировать банковская система, прекратились платежи. Для ильюшинцев наступили тяжелые времена.
 
Почему-то и схема поставок самолетов заказчику резко изменилась. Теперь с целью снижения налогов для «Аэрофлота» самолеты должны были быть сначала проданы зарубежной лизинговой компании. И только от нее в лизинг же оказаться в Шереметьево.

Нарастал в связи с этим ком всевозможных бюрократических формальностей. По большей части – невыполнимых. Что подтолкнуло руководство «Аэрофлота» в начале 2000 года к отказу от Ил-96Т. Негативную роль сыграла и начавшаяся война НАТО с Югославией. Узнав о которой премьер РФ Евгений Примаков, который летел на Ил-62 в США для переговоров с вице-президентом Гором, сделал крутой разворот над Атлантикой.

В своей книге «Минное поле политики» Евгений Максимович об этом написал так: «На 20 число марта 1999 года было назначено заседание российско-американской комиссии, которую возглавлял со стороны США Гор, а с нашей постоянно смещающие друг друга председатели правительств. В наследство нашему правительству досталась нерешенная проблема финансирования США совместного проекта создания самолета Ил-96М\Т».
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |

«Петля над Атлантикой» напугала «денежных людей», которые работали с нами… Не оставляло сомнение, что в этих кругах появилось мнение: работу по проекту Ил-96Т вряд ли стоит продолжать. Замечу, что и правительство РФ отказалось дать гарантии «Эксимбанку» по кредиту». (Из книги Г. Новожилова «О себе и самолетах»).

К концу августа 1999 года единственный экземпляр Ил-96Т (а точнее, планер самолета со всеми комплектующими российского производства) с бортовым номером RA-96101 был продан за долги ВАСО и стал собственностью банкиров. Кстати, он до этого неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске «Аэрофлота», хотя авиакомпания от него отказалась. Так печально закончилась история российско-американского проекта. Воистину, «а счастье было так возможно…»

На посадку

Ну а что же Ил-96-300? Первая такая машина поступила на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время эти самолеты есть только в ГТК «Россия» в качестве VIP-транспорта и в Cubana (на нем летает и лидер Кубы). Всего воронежским предприятием выпущено 20 самолётов, включая опытные.
 
 
  • Ил-96-300 – это гармоничное сочетание конструкторских решений, превосходная аэродинамика, заметное снижение массы, простота технического обслуживания.
  • Новейшие технические достижения обеспечивают значительно большую дальность полета по сравнению с другими дальними самолетами, созданными в ОКБ С.В.Ильюшина, и качественно новые характеристики эффективности самолета.
  • Отдельные параметры самолета Ил-96-300 позволяют с относительно небольшими затратами получать различные модификации данной модели, соответствующие определенным требованиям.
  • На Ил-96-300 установлены наиболее совершенные бортовые системы, обеспечивающие максимальную безопасность полета.
  • Комплекс пилотажно-навигационного оборудования обеспечивает практически полную автоматизацию полета и посадки в сложных метеоусловиях и любом районе земного шара.
  • Многоканальные резервированные системы существенно повышают отказоустойчивость.
  • Первый полет на опытном Ил-96-300 состоялся 28 сентября 1988 года.
Вид Гражданская авиация
Тип Execuliners
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
Размеры
размах крыла (м) 57.66
длина самолета (м) 55.345
высота (м) 17.55
максимальная ширина фюзеляжа (м) 6.08
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
Число мест
экипаж 3
в кабине эконом класса 300
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 41
максимальная ширина (м) 5.7
максимальная высота (м) 2.61
объем (куб.м) 350
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
Массы и нагрузки
взлетная (т) 250
пустого снаряженного (т) 117
самолета без топлива (т) 117
платная нагрузка (т) 40
посадочная (т) 175
запас топлива (т) 150400
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 870
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) (км) 9000
эксплуатационный потолок (м) 12000
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
 

Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |
11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный». А до этого на заводе ВАСО побывал Дмитрий Медведев. После ознакомления с самолетом сказал: «Это хороший самолет. Заходишь внутрь и ощущаешь, что есть у нас все-таки мощь в стране. Молодцы! Еще раз поздравляю! Наши машины лучшие, конечно. Красавец просто!»

Мнения специалистов

Сергей Кнышов, командир Ил-96, проходил стажировку в США на Боингах, но предпочитает летать только на Ил-96:

- Если сравнить два магистральных самолета: Боинг-767 и Ил-96-300, то американец при двух двигателях везет 200 пассажиров и расходует 6 тонн топлива. Ил-96 берет на борт 300 пассажиров и 15 тонн груза при расходе всего 7 тонн. Поделите тонны на километры — и вам все станет ясно. К тому же, Ил-96 –великолепная машина: просторная кабина, большие экраны — слепой все увидит. Диаметр фюзеляжа — 6 метров, как тоннель в метро. Ощущаешь себя в нормальном, надежном лайнере с четырьмя двигателями. Кстати, за всю свою историю Ил-96 не попал ни в одну катастрофу. Не погубил ни одного человека.

Анатолий Кнышов, летчик-испытатель, Герой России:

- Когда в 90-х годах я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива еще на три часа полета, американцы страшно удивились. Представитель их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым. Странно, что Россия все еще способна создать конкурентоспособный продукт. На Ил-96 по заданию генконструктора я совершил шесть посадок с имитацией отказа всех двигателей. Ни на одном зарубежном типе такого никто не делал. А на Ил-96 такое может выполнить даже экипаж среднего уровня подготовки.

Генрих Новожилов, главный конструктор Ил-96:

- Меня часто просят сопоставить два самолета: наш и Боинг-767. Есть официальная оценка, проведенная ГосНИИ ГА. Эти самолеты по характеристикам не уступают друг другу. Наш побольше. Если вы посмотрите на месячный налет в «Аэрофлоте», то у Ил-96-300 он иногда больше, чем у Боинга. А по количеству посадок в месяц мы превосходим Боинг- 767, потому что не всегда Ил-96-300 эксплуатируют на сверхдальних трассах, для которых он создан».

Наша справка

2001 год. В тот год, будучи премьером, Путин распорядился подготовить программу лизингового кредитования российской авиапромышленности. И такая программа была подготовлена. Сбербанк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк совместными усилиями выделили 219 млн. долларов на оплату лизинга семи Ил-96-300 для «Аэрофлота» и десяти Ту-204 для «Трансаэро». А в самом конце 1999 года Минэкономики заключило инвестиционное соглашение с «Аэрофлотом», которое полностью освобождало от таможенных пошлин приобретаемые по лизингу самолеты. Соглашение было подтверждено правительственными распоряжениями.
Хроника пикирующего Ил-96. Как американская кампания Боинг угробила российского конкурента |

Лизинговая программа заработала. Но «Аэрофлот» почему-то закупил не российские Илы, а четыре американских Боинга» В-767-300 ER и авиадвигатели к ним на общую сумму 300 млн. долларов. Государство на этом потеряло 132 млн. долларов. В итоге получилось, что вместо отечественной авиапромышленности Россия прокредитовала производство Боингов.

Между тем, каждый час полета Ил-96-300 обходится на тысячу долларов дешевле, чем В-767-300 ER.

Мало того. Инвестиционное соглашение Минэкономики и «Аэрофлота» на закупку «Боингов» незаконно. За год до его заключения вышло постановление правительства № 716 от 07.07.98 г. Это постановление запрещает выдавать таможенные льготы на ввозимую в страну зарубежную авиатехнику, если у нее есть отечественные аналоги.

Но занавес тем не менее закрывается…
 
rusinform.ru/index.php?newsid=3635

 

 

 


Ключевые слова: Книги
Опубликовано 23.03.2014 в 11:41

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Карпатов Володзимер
Карпатов Володзимер 23 марта 14, в 20:47 Усилить контроль. за поддержкой своей отечественной продукции. Не кормите дядю из-за океаны. Вы же не полуумки. Текст скрыт развернуть
1
Сергей Овсянников
Сергей Овсянников 23 марта 14, в 20:53 Никто не мешает поставить машину на конвейер. Текст скрыт развернуть
2
Комментарий удалён.
Владимир Потапов
Владимир Потапов 23 марта 14, в 21:26 Я организовывал производство агрегатов гидропневмосистем на СУ 24 в Сибири в 70е годы.Тогда они были лучшими в мире.В 80е в Ульяновске агрегаты систем управления и пр.на АН 124-он тоже был лучшим в мире.Кто мне объяснит,почему Россия не поднимает в воздух сегодня тяжелых/широкофюзеляжных/машин?Куда все делось?Зачем нам впаривают ,что Россия не способна на производство серьезной техники? Кто-нибудь за это предательство ответит? Текст скрыт развернуть
2
Виктор Бондаренко
Виктор Бондаренко 23 марта 14, в 21:55 Из вышесказанного сразу становится ясно, что "поработала" пятая колона. Скоро НОД опубликует персональные списки членов пятой колоны и будут приниматься меры для её перевербовке, или полной ликвидации, особенно по прошествии референдума по новой, Конституции суверенной России. Текст скрыт развернуть
1
серж
серж 23 марта 14, в 22:17 да помню 88 год завод в три смены работал 40 тысяч рабочих мест было а щас тишина.. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Салата
Юрий Салата 24 марта 14, в 00:37 НУ хоть кто-то скажет слово "в защиту лягушонка"??? Неужели никто из читающий это обсуждение не знает того ,кто готов вписаиься вэт уразборку на СТОРОНЕ НАШЕГО НАРОДА????? Текст скрыт развернуть
0
jan buda
jan buda 24 марта 14, в 00:49 Загубите свое самолетостроение останетесь без самолетов и будете жить в страхе,что черная мартышка введет санкции на поставку самолетов Текст скрыт развернуть
1
Александр Борисов
Александр Борисов 24 марта 14, в 01:28 Почему никто не задает вопрос по ИЛ-96-300 Путину? Неужели он об этом не знает? Текст скрыт развернуть
1
Gongrena
Gongrena 24 марта 14, в 01:45 Боинги ихние это как наши газели, страшно в них. Даже старичок ту 154 мягче и прочнее. Представляю какая классная машина ил 96. Надо руководство аэрофлота к ногтю. Эмбарго на поставку зарубежных самолетов. Текст скрыт развернуть
1
Амангельды Мутигуллин
Амангельды Мутигуллин 24 марта 14, в 06:21 3 секунды, 4 секунды. Зачем рисковать, где здравый анализ: скорость отрыва и длина полосы. Вы же взлетаете над мегаполисом Москвой!
Такой
Текст скрыт развернуть
0
Амангельды Мутигуллин
Амангельды Мутигуллин 24 марта 14, в 06:24 Такой риск был оправданным только тогда, когда поднимали Ту-154 с заброшенного аэродрома. А здесь была мегаполис Москва. Где здравый анализ: скорость и длина разбега, и длина ВПП? О чем думали когда собирали машину? Текст скрыт развернуть
0
Крапива Демидова
Крапива Демидова 24 марта 14, в 08:41 Да Окулов по моему его фамилия - это зять ЕБН - предатели россии - вся семейка уроды Текст скрыт развернуть
0
Крапива Демидова
Крапива Демидова Крапива Демидова 24 марта 14, в 08:42 России - с большой буквы Текст скрыт развернуть
0
Валерий Светлый
Валерий Светлый 24 марта 14, в 09:20 бизнес лишит нас отечественных крыльев. куда смотрит президент? Текст скрыт развернуть
0
Владимир Федоров
Владимир Федоров 24 марта 14, в 09:24 Пятая колонна. Текст скрыт развернуть
0
Александр Сикалов
Александр Сикалов 24 марта 14, в 09:58 Везде вредители. Текст скрыт развернуть
1
Александр Борисов
Александр Борисов Александр Сикалов 24 марта 14, в 18:46 Поневоле вспомнишь Сталина Текст скрыт развернуть
0
Виктор Чередняков
Виктор Чередняков 24 марта 14, в 10:53 --поражаешься вредительству , неужели нет патриотов в правительстве радеющих за свой авиапром --действительно пятая колонна --свое гнобим -- Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр 3 апреля 14, в 01:46 А зато у нас выпускают лучшие в мире "ТАЗики". Да еще и держатся за это "некоторые", рекламируют желтенькие. Надо думать интерес есть, а в авиации наверное нет интереса. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 83
Комментарии Facebook

---= НОВОЕ НА САЙТЕ =---

США приняли решение по КНДР

США приняли решение по КНДР

28 апр, 02:11
0 0
Ельцин хотел снести мавзолей Ленина

Ельцин хотел снести мавзолей Ленина

28 апр, 02:00
0 0
Всё верну! Чубайс пообещал о…

Всё верну! Чубайс пообещал отчитаться о государственных средствах, которые затерялись в "Роснано"

28 апр, 00:55
0 0
Хокинг предсказал гибель чел…

Хокинг предсказал гибель человечества из-за искусственного интеллекта

27 апр, 23:24
0 0
Руслан Осташко: Считаю нужны…

Руслан Осташко: Считаю нужным сделать несколько уточнений

27 апр, 23:07
0 1
Обиженный жизнью Шендерович …

Обиженный жизнью Шендерович оскорбил и унизил российскую оппозицию

27 апр, 23:03
0 0
Запретить эмигрантам похорон…

Запретить эмигрантам похороны в России

4 апр, 08:00
+624 658
Навальный решил уехать из России

Навальный решил уехать из России

1 апр, 08:01
+333 902
Я давно знаю: Среди интеллиг…

Я давно знаю: Среди интеллигенции подлецов много больше, чем среди работяг. Почти каждый первый.

2 апр, 09:53
+321 254
Навальный на свободе - школь…

Навальный на свободе - школьники, требующие у него денег, задержаны

10 апр, 15:53
+319 254
Именно вы, родители, сунули …

Именно вы, родители, сунули плакатики своим детям, и не пытайтесь переложить свою вину на государство, я…

28 мар, 10:27
+308 378
Студенты-патриоты потребовал…

Студенты-патриоты потребовали выгнать преподавателя

22 апр, 11:26
+271 143
Непонятки с протестующими

Непонятки с протестующими

29 мар, 08:58
+259 486
Организатора митингов отбуцкали

Организатора митингов отбуцкали

30 мар, 20:02
+232 324
Лидера «Исламского государст…

Лидера «Исламского государства» захватил русский спецназ

19 апр, 13:29
+214 142
Приватизация, или почему я т…

Приватизация, или почему я так сильно не люблю Бориса Ельцина

9 апр, 08:20
+197 216
Читать

Последние комментарии

Обсуждается
«Есть ощущение, что смени Медведева — и жизнь наладится». Почему россияне хотят отставки премьера
27 апр, 18:56
+1 78
Надо разрешить продажу деревень
27 апр, 11:00
-131 173
"Гомосексуализм, инцест" - детский проект Улицкой шокировал депутатов
27 апр, 17:40
-45 43
Стена
Юлия Абашеева
Что нет в стране других проблем, Кому мешает мавзолей? Кому (отпрыскам буржуев) не нравится-пусть покидают Россию.
Юлия Абашеева 26 апреля, в 04:15
Виктор Карпенко
Ларисе Клементьеве: заранее прощение у Бога выпрашиваете? Зажили нормально при ворах и жуликах? Вот так и будете доживать! Таким как Вы прощения не будет ни от людей ни от Бога.
Виктор Карпенко 24 апреля, в 23:47
Людмила Ханалиева
Ленин уже похоронен.А перезахоронение не по христиански и не по человечески.Церковь как всегда лицемерна.
Людмила Ханалиева 23 апреля, в 16:52
Вера Триволь
мне все равно ,где Ленин лежит. Что копья ломать? Живите люди с добром в душе, будет всем легче.
Вера Триволь 23 апреля, в 09:27
Валентина Гетманцева (Цапко)
Давно пора похоронить как православного человека , в мемориал- как музей с Марией. Это очень плохо Кому надо будут помнить всегда.
Нина Пантюхина (Плаксина.)
А Ленин -то причем, как жили так и будем жить, мы никому не нужны и обречены на существование.
Лариса Клементьева
Похороним Ленина по-человечески, Господь нас простит, и заживем нормально!
Лариса Клементьева 21 апреля, в 12:43
Леонид Смирнов
Всем желаю доброты,хорошего здоровья и Божьего благословения!
Леонид Смирнов 20 апреля, в 23:23
Александр Юркевич
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ! Слов больше нет!
Александр Юркевич 19 апреля, в 17:16
NADYA Tritina
нужно расстреливать мразь колону-5 предателей, а не оскорблять, с этой мразью продажной только так нужно действовать.
NADYA Tritina 18 апреля, в 11:21